Глава немецкого Союза изгнанных Эрика Штайнбах объявила о своем выходе из руководства правящей партии ХДС, возглавляемой Ангелой Меркель. Поводом послужили недавние критические высказывания самой Штайнбах о роли Польши в развязывании Второй мировой войны, сообщает Welt.
Эрика Штайнбах обвинила партийное руководство в малодушии, оппортунизме, приспособленчестве, боязни открытой политической дискуссии и отсутствии внутрипартийной сплоченности. "Я остаюсь приверженной консерватизму, но все чаще замечаю, что остаюсь при этом одна, - заявила Штайнбах. - Моя партия ХДС стоит на неправильном пути. Приспособленчеством невозможно завоевать новых избирателей".
Глава Союза изгнанных, которая представляет интересы потомков более 12 миллионов немецких беженцев, перемещенных из стран Восточной Европы после войны, пообещала, что не будет выставлять свою кандидатуру на ближайших перевыборах руководства ХДС. Скандал вокруг Штайнбах разгорелся 9 сентября на заседании руководства фракции ХДС в бундестаге и был вызван ее высказываниями о политике Польши в преддверии начала Второй мировой войны.
Напомним, что ранее Центральный совет евреев Германии объявил о приостановке своего участия в деятельности фонда "Бегство, изгнание, примирение" (Flucht, Vertreibung, Versoehnung - SFVV), организованного при активном участии немецких властей для объективного и освещения проблемы беженцев в историческом контексте Второй мировой войны. Генеральный секретарь Центрального совета Штефан Крамер заявил, о несогласии с введением в состав попечительского совета фонда двух представителей возглавляемого Штайбах Союза изгнанных Арнольда Тельга (Arnold Toelg) и Хартмута Зенгера (Hartmut Saenger), обвиних их в "реваншистских взглядах".
Штайнбах обрушилась с критикой на государственного секретаря по вопросам культуры Бернда Ноймана (Bernd Neumann) за то, что он не встал на защиту Тельга и Зенгера, которые являются его однопартийцами. "Они оба члены ХДС и заслужили право рассчитывать на нашу солидарность", - отметила при этом Штайнбах. Нойман заявил, что не поддерживал Тельга и Зенгера, потому что считает их высказывания неприемлемыми. Он показал распечатку статьи Зенгера, вызвавшую недовольство Центрального совета евреев. В ней Зенгер поддерживает точку зрения бывшего генерала бундесвера Герда Шульце-Ронхофа (Gerd Schultze-Rhonhof), что у Второй мировой войны "было несколько отцов".
Штайнбах встала на защиту своих соратников, заявив, что первой подготовку начала Польша: "Я, к сожалению, ничего не могу изменить в том, что Польша уже в марте 1939 года объявила мобилизацию". Председатель фракции ХДС Фолькер Каудер (Volker Kauder) после этого был вынужден сделать публичное заявление, что ХДС и ХСС ни капли не сомневаются в вине Германии за развязывание второй мировой войны. Кроме того, фракция приняла решение запретить на некоторое время Эрике Штайнбах выступать с публичными речами в бундестаге.
Со своей стороны, Штанйбах в интервью агентству DPA заявила, что откровенные внутренние дебаты в ХДС стали невозможны без того, чтобы их не вынесли наружу. Она подтвердила свои высказывания о том, что Польша первой начала мобилизацию в 1939 году, отметив, что если о таких "всем известных фактах" уже нельзя говорить публично, то "мы уже не живем в демократическом обществе". При этом Штайнбах подчеркнула, что ее высказывания не направлены на то, чтобы снять с Германии вину за развязывание войны. "Для меня очевидно: войну начала Германия", - отметила глава Союза изгнанных.
Между тем посол Польши в ФРГ Марек Правда (Marek Prawda) сравнил слова Штайнбах с нацисткой пропагандой. "Высказывания, которые мы слышим со стороны Союза изгнанных, напоминают высказывания недавних бесславных времен. Перелагать вину за развязывание войны на других - это прием нацисткой пропаганды", - отметил Правда, который, однако, добавил, что этот инцидент никак не отразится на германо-польских отношениях.